Вот давеча один маловысокосознательный гражданин сказал мне, что атеизм можно рассматривать, как своего рода религию. Стало немного смешно, захотелось чутка поспорить, хотя спор, конечно, малоперспективен в смысле одержания в нём победы. Нет поклонения – нет религии. Приверженец любой религии чему-нибудь и кому-нибудь обязательно поклоняется. Своему богу или богам, духам, святым и прочим личностям, воображаемым и иногда даже реальным. Предметами поклонения являются также всякие священные для приверженца данной религии предметы – книги, изображения, скульптуры, столбы с ленточками, у кого что. Трудно себе представить атеиста, который бы разбивал себе лоб перед столбом, на котором написано: «Бога нет». У атеистов нет храмов. Ну, не строят они культовых сооружений во имя отсутствия сверхъестественных существ. У атеистов нет обрядов. А прикольно было бы ходить по городу организованной толпой и изображать что-то вроде некрестного хода. Атеисты не организуются в антирелигиозные общины, секты, церкви. Они не спорят до хрипоты и выдирания волос, чьё неверие более правильное. Атеисты не выдвигают из своих рядов жрецов. Не хотят, гады, содержать за свой счёт людей в смешной спецодежде, которые бы разъясняли рядовым атеистам, как правильно не верить. У атеистов нет специальных дней в году, когда бы они, встречаясь на улице с другими атеистами, говорили друг другу: «А бога-то нет!», а в ответ: «Воистину ведь нет!». Не существует обязательных для каждого истинного атеиста мероприятий, например, не надо пешком сходить в Мекку хотя бы раз в жизни. Атеисты не обязаны носить на груди символ своего неверия. Совсем не надо жертвовать деньги ни в каком виде на атеизм. Аналогов церковной лавки у атеистов тоже нет. Атеисты одной формации не ходят войной на атеистов другой или верующих. Они не агрессивны и не убивают неверных на почве своего неверия. Если вот прямо сейчас кто-то скажет, что в Советском Союзе велась борьба с религией, разрушались церкви и даже расстреливали священников, то я напомню, что всем этим занимались коммунисты, а коммунистическая идеология имеет все признаки религии. У атеистов нет священных текстов. Атеисты не считают, что кто-то из них, избранный вполне человеческим голосованием, вдруг стал непогрешимым, ну, например, как Папа Римский. Атеист не ощущает, что, благодаря своему неверию, он познал смысл жизни. Атеист не ждёт, что некто, сидящий на облаке, решит его проблемы, если его как следует похвалить или восславить. Не припоминаю, чтобы кто-нибудь использовал атеизм как козырь в политической борьбе. Атеист не ощущает себя ничьим рабом с рождения и по гроб жизни. Атеисты не требуют принятия специальных законов для защиты своих чувств. Ф-фу. Устал писать. Думаю, что список можно продолжить, не думаю, что я сильно оригинален с этими мыслями, поскольку подобным разговорам не один век. Просто захотелось посотрясать атмосферу.
Атеизм - это не одна из форм религии. Автор: Денис Абрамов
Очень часто на форумах, на блогах и др. сайтах, хоть как – то связанных с религией, неверующих людей – атеистов – называют верующими , а атеизм – религией. Но сами атеисты себя не причисляют к верующим. А подобные заявления – «атеизм – это тоже религия» можно услышать лишь от их оппонентов, которые не хотят признавать самоидентификацию атеистов, навешивая на них религиозные ярлыки. Но сами же последователи любой религии, называя себя верующими, утверждают, что их мировоззрение основано на вере. И атеисты с этим соглашаются, признавая их правоту, но вот ответного признания от верующих дождаться не получается. Но это уже момент тактичности...
Возможно путаницу вносит невозможность(или нежелание) верующих разграничить «веру в не существование» и «неверие в существование», а это, довольно, разные вещи. Достаточно вникнуть в суть определений «религия» и «атеизм», чтобы понять, что неверие в бога, не является религиозным учением:
Атеизм – форма отрицания религиозных представлений и культа, утверждение самоценности бытия мира и человека.
Религия – форма общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или же богов, или же в существование сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).
Для практически любого религиозного учения можно выделить несколько отличающих моментов:
1) Вера некого количества людей (верующие) в существование «высшего разума», который по их представлениям не только создал, но и управляет всем сущим. Верующие обычно подразумевают под этим «высшим разумом» очеловеченного бога, которому приписываются многочисленные антропоморфные качества , а также отличительной особенностью любого религиозного учения является выполнение неких действий в пользу бога – молитвы, почитание, выполнение всевозможных обрядов, исполнение божественных предписаний и т.д.
2) Наличие организационной структуры – церкви, которая состоит из иерархов (священники, монахи, пророки, ламы, патриархи, и т.д.). Иерархи занимаются не только толкованием и изменением священных тектов, но и их созданием. Основная функция же церкви – создание, поддержка и распространение в обществе культа их «персонального идола», – очеловеченного бога.
3) И второго пункта вытекает и третий, – наличие всевозможных святых книг и писаний. Которые верующий обязан не только знать, но и полностью принимать «за правду» все написанное в них, – «от корки до корки«.
4) Ну и последним можно добавить - наличие общего мировоззрения у верующих, так скажем общего «указания как жить», которое либо зафиксировано в очередной святой книге, либо же проповедуются с подачи различных церковных организаций. Сюда же можно занести и наличие у религиозных учений единого центра – так скажем руководящего органа, в лице одного человека либо собрания людей. (Патриарх, митрополит, Папа Римский и т.д.)
Атеизму все эти признаки не присущи, так что называть атеизм – религией, это, как я нашел на одном блоге, – «так же абсурдно как уравнивать сосиски и яблоки».
Возможно некоторые скажут, что атеизм можно отнести к религиозной философии? Но это тоже не верно, т.к. атеизм не принимает основной религиозный догмат о существовании «высшего разума», на котором построены все известные религиозные философии (Пантеизм, деизм, все формы субъективного и объективного идеализма)
Религиозная философия - это мировоззрение, которое принимает в качестве главной предпосылки основной религиозный догмат о существовании «высшего разума», чаще всего называемого «богом».
Т.о. атеизм нельзя причислять ни к религиозным учениям, ни к религиозной философии.